Home В прессе Сергей Векслер: "...актерство - это абсолютно женская профессия"

Театральная афиша

 

Спектакль Кориолан в Театре на Таганке

27 октября
28 октября
16 ноября
17 ноября
БИЛЕТЫ

Театральная афиша

 

Спектакль Кориолан в Театре на Таганке

12 октября
4 ноября
БИЛЕТЫ

Голосовалка


Сергей Векслер: "...актерство - это абсолютно женская профессия" PDF Печать E-mail

С Сергеем Векслером мы встретились уже на знакомой нам съемочной площадке сериала "Молоды и счастливы", где наш собеседник играет роль начальника службы безопасности. Талантливый актер, спортсмен и немного архитектор, рисует, поет, неравнодушен к рыбалке и дикой природе. Играет роли "настоящих мужчин", хотя свою профессию считает абсолютно женской…

- Сергей, насколько мне известно, Вы хотели быть архитектором, почему же стали актером?

- В восьмом классе друзья затащили меня в "Полтавский Дворец Пионеров", в самодеятельный театр. Там были красивые девочки, и мне все давалось легко, все получалось. Постепенно это увлечение завладело мною целиком, хотя я никогда не воспринимал актерство как свою будущую профессию, и решение поступать в театральный институт созрело не сразу после окончания школы. Первый раз поступать в Москву приехал через год. Не поступил. А характер-то спортивный - на второй год поступать стал. Не поступил и… завелся. В итоге после армии поступил в Школу-студию МХАТ. На четвертом курсе получил первую главную роль в фильме "Ягуар".

- Вы же пробовали себя и в качестве режиссера? Поставили спектакль на Малой сцене МХАТа.

- Это моя незаживающая рана. В этот спектакль я вложил очень много сил и часть своей жизни. И, на мой взгляд, он был совершенно незаслуженно уничтожен в силу разных обстоятельств, разными людьми, в разное время. Мне с тех пор неохота… ну… "метать бисер перед свиньями", скажем. При том, что очень хочу заниматься театральной режиссурой, я не готов психологически еще раз, так вот, несколько лет жизни просто "бросить псу под хвост".

- А кинорежиссура Вас не интересует?

- Это сложнее, связано с большими затратами. Есть какие-то попытки, но все не просто, не сразу. Мне бы очень хотелось… Может быть удастся… Во всяком случае, мне кажется, я готов.

- А как актеру, где Вам интереснее - на сцене или съемочной площадке?

- Процесс в кино требует огромного терпения, умения выжидать, умения себя сохранять, так сказать, не разбазариваться. В театре интересней, там все по-живому. Хотя отдача от кино, даже от сериалов, которые, чего греха таить, не очень люблю, несравнима. Зато в театре уже от репетиций получаешь огромное удовольствие.

- Не любите сериалы?

- А за что их любить? Я понимаю, что сериал - это всего-навсего продукция для размещения рекламы. Сериалы помогают актерам "поддерживать штаны", кормить семью. Чего уж тут? Раз записался в актеры, чего носом-то воротить? Нравится - не нравится, все равно, надо выглядеть достойно. Я не могу назвать сериала (за последнее время), который был бы снят по хорошему сценарию. Единственное, что мне понравилось, - это "По ту сторону волков" Владимира Хотиненко. Но это не сериал, а многосерийный фильм. Я думаю, что сериал - это совершенно отдельный жанр, который требует изучения своих законов зрительского внимания, зрительского спроса, требует определенных профессиональных навыков от сценаристов. А у нас же пишут кто ни попадя, и снимают, в конечном итоге, что ни попадя. Вот и имеем, что имеем - один нескончаемый сериал.

- От чего же зависит Ваш выбор - "играть или не играть"?

- Весь ужас ситуации в том, что счастье выбирать приходится испытывать не часто.

- Мне сегодня один режиссер сказал, что у нас актеры - это нищие люди. Вы согласны с ним?

- В общем-то, да. Они заложники своей любви к профессии. Но я бы сказал, какова страна - таковы и заработки у актеров. На сегодняшний день актеры в России - как все остальные граждане: есть нищие, есть богатые. Есть популярные актеры, которые зарабатывают достаточно, а есть замечательные актеры, которые зарабатывают ровно столько, чтобы ездить на работу и возвращаться домой на общественном транспорте.

- Существует ли такое понятие как "актерский опыт", играет ли вообще опыт какую-то роль в Вашей профессии?

- Чудовищная профессия! Каждый раз все заново! То, что было раньше, как правило, не пригождается. Хотя опыт имеет какое-то значение, но никто не застрахован от ошибок. Несколько раз наступить на одни и те же грабли в нашей профессии - это запросто.

- Сергей, как Вы к продукт плэйсменту относитесь?

- Абсолютно нормально. Все, что способствует более мощному финансированию нашего кинематографа, я приветствую. И, если продакт плэйсмент кого-то раздражает, то, значит, актер не дотягивает, только и всего. Почему меня должны раздражать марки автомобилей? В жизни же они меня не раздражают?

- "Ночной дозор" смотрели?

- Да.

- Там Вас тоже продукт плэйсмент не раздражал?

- А где там продукт плэйсмент был?

- Как? А Нескафе? У меня знакомый после этого фильма запретил секретарше этот кофе подавать, настолько реклама в фильме его из себя вывела.

- Правда? Я даже не обратил внимания. Мне это совершенно не резало глаза.

- Как Вам фильм в целом?

- Не могу сказать, что я в восторге, но актеры там сыграли замечательно. Ну, есть просчеты, никто от них не застрахован. Зритель проголосовал рублем. Успех картины налицо? Значит, нечего ковыряться.

- Видя Вас на экране, я всегда думала, что Вы, как и многие Ваши герои, "жуткий" патриот.

- Я люблю свою родину.

- А если Вам работу в Голливуде предложат, но чтобы навсегда?

- Я сдохну! Вот поехать заработать денег - это пожалуйста, было бы очень даже замечательно. Навсегда - это не ко мне.

- Вы можете себя охарактеризовать?

- Вы хотите каких-то конкретных определений?

- Ага.

- Не получите. Я близнец. Я очень разный. И если я сегодня сказал так, это не значит, что через два-три дня я буду думать так же. Я стараюсь для себя ничего не определять, как только даешь формулировки каким-то вещам и явлениям, они сразу умирают. "Мысль изреченная есть ложь" - подписываюсь под этими словами. Самое интересное то, что не выражено словами, то, что трудно выразить словами, а подчас и невозможно.

- Вы верите в звезды, в гороскоп?

- Когда мне выгодно - да, когда нет - нет.

- Я немного запуталась…Вы искренни?

- Да. Вот это да. Я абсолютно искренен, но проходит время, и я думаю иначе. Я точно так же искренен, но с точностью до наоборот (смеется).

- Подождите…а может быть такое, что, прочитав через неделю это интервью, Вы скажете, что все не так?

- Может.

- Что же делать? Вообще, как часто это у Вас происходит, сколько времени должно пройти, чтобы Вы изменили свою точку зрения, свои мысли?

- Это зависит от настроения. Просто время проходит. При этом все, что Вы напишите, все, что я сказал - правда, но эта правда останется в этом дне, в этой нашей беседе. Завтра эта правда не будет правдой. Завтра она останется в прошлом, это будет факт биографии. Это нормально, иначе, мы попадаем в плен своих определений, своих формулировок. Это самое страшное.

- Ну ладно, успокоили. А во что Вы вообще верите?

- Я верю в то, что чистая вода полезнее грязной, верю во все то, что я вижу, в то, что я чувствую. Если Вы имеете в виду религию, то я совсем не религиозный человек. Когда-то у меня были духовные поиски, в основном, в сторону восточных религий. Сейчас нет. Но, тем не менее, я достаточно уважительно отношусь к любой религии. А для меня самый лучший Храм - это костер в лесу. Я могу ночь напролет сидеть, тупо уставившись в огонь. Дикая природа - это для меня все, но люди, по природе своей, настолько свиньи, что редко удается найти незамусоренное место.

- Вы были спортсменом, наверное, сейчас Вы "страшный спортивный болельщик"?

- Нет. Я напрочь лишен вот этого чувства "боления". Я не болельщик.

- А за Олимпиадой в Греции следили?

- Нет, у меня и времени на это не было.

- У Вас есть хобби?

- Рыбалка. Увлекаюсь с детства. У меня отец был рыболов. Все свое свободное время я провожу на рыбалке, на берегу реки. Иногда один, чаще с сыном.

- Вы и в художественной школе учились, когда в последний раз рисовали, помните?

- Как-то жена попросила в день Святого Валентина нарисовать ее портрет на стене. Я рисую, причем рука не очень слушается, но вроде похоже. Только сын, тогда ему годика четыре было, выговор нам сделал: "Кто разрешил стены пачкать?!"

- Чем Ваш сын занимается?

- На кларнете учится играть, плаванием занимается.

- Актером быть не хочет?

- Я не хочу.

- Почему? Вы разочаровались в актерстве?

- А я все время то разочаровываюсь в нем, то очаровываюсь им.

- Как Вы думаете, кого бы Вы не смогли сыграть?

- Ромео! (Смеется)

- Почему?

- Вы видели когда-нибудь лысеющего Ромео с животиком?

- Вы бы парик надели. Кстати, многие считают, что актерство - это чисто женская профессия.

- Я тоже так считаю, актерство - это абсолютно женская профессия. Ну, где Вы еще видели, чтобы нормальный мужик пачкал себе лицо и переодевал костюмчики по десять раз на дню. Это что, мужское что ли?

- А ведь раньше женщин на сцену не пускали, все женские роли мужчины играли.

- Ну, тогда же был священный театр, это не совсем то, чем мы сейчас занимаемся.

- А как Вы считаете, кому легче в этой профессии существовать - женщине или мужчине?

- Я не делаю разделений. Кому повезло - тому и легче, вне зависимости от полового признака.

- В каком смысле повезло?

- Во всех смыслах. Все решает везение. Повезло - повезло, не повезло - не повезло. Кого-то снимают, кого-то нет.

- А женщины-актрисы вызывают у Вас восхищение?

- Не только актрисы, все женщины вызывают восхищение. Потому что они другие! Это же другой полюс магнита, это всегда тянет, манит.

- А какая актриса Вас больше всех восхищает?

- Какая Вы хитрая. Хотите, чтоб я назвал свою любимую актрису?

- Ага.

- А что остальным делать? Наверное, я к актрисам отношусь, как и ко всем другим женщинам: они мне либо приятны, либо нет, вне зависимости от таланта.

- А чем Вас может женщина удивить?

- С одной стороны - женщина может всем удивить, с другой - меня удивить не просто: жизненный опыт, возраст.

- Вы так о возрасте обреченно сказали, Вы чувствуете его?

- Да нет! Наоборот - седина в бороду, бес в ребро! Но я был бы наивным идиотом, если бы до сих пор скакал козлом, хотя не считаю, что это плохо. Просто считаю, что надо достойно переходить из одной весовой категории в другую, из одного возраста в другой. В любом возрасте есть свои прелести, надо их понять, ощутить преимущества и не соревноваться с семнадцатилетними мальчишками.

- Вы сказали, что Вам хотелось бы режиссурой заняться, а что-нибудь для этого предпринимаете?


- Я что-то предпринимаю, только, наверное, не так рьяно. Один мой знакомый бизнесмен постоянно говорит: "Ты себя неправильно ведешь. В бизнесе всегда выигрывает тот, кому больше всех нужно". Но что-то меня удерживает, гордыня может быть. Наверное, это был бы уже не Векслер, если бы ходил и стучался в двери. Мне кажется, что все как-то само собой должно сложиться.

- Вас легко сломить? Одна неудача может Вас остановить?

- Я бы не сказал. Если говорить уже о творческом процессе, то здесь, когда решение принято, меня очень трудно остановить. А все, что предшествует … я понимаю уязвимость: я не учился на режиссера, поэтому прийти и сказать: "Я режиссер, дайте мне снимать!" - не могу… Какой-то грустный разговор пошел…

- Ну, тогда, расскажите анекдот!


- У меня анекдоты по заказу не получаются. В башке их огромное количество, но они обычно всплывают по какому-нибудь случаю.

- Тогда расскажите о детстве. У Вас было счастливое детство?

- Нормальное было детство. Нормальное детство советского ребенка: детский сад, школа, художественная школа, спорт, младший брат, которого надо было отводить в сад и забирать из сада, выносить мусор, ходить в магазин. Я был все время занят: "Дворец Пионеров", кружки всякие, школьный вокально-инструментальный ансамбль - бас-гитара…

- Вы были самостоятельным ребенком?

- Да, я всегда был достаточно самостоятельным.

- В актерской карьере Вам самостоятельность помогала?

- Скорее помешала, у нас же нужно входить в какую-то общность, в какой-то коллектив. А я не член никакого союза - ни кинематографистов, ни театральных деятелей. Сам по себе. Не уверен, что это мне помогает, но я таков.

- У Вас возникает желание вернуть назад время?

- Нет! Никогда!

- А желание вернуть, чтобы что-то поменять, исправить ошибки, изменить ход событий?

- Нет, желания "вернуть и изменить" не было никогда.

- Разве так бывает, чтобы человек не мечтал "вернуть и исправить"?

- Да. Я думаю, это инстинкт самосохранения, иначе это приведет к саморазрушению.

- А ностальгия у Вас бывает?

- Ностальгия ведь не умозрительная штучка. Это захлестывает. Это как петля на шее. Но это случается. Когда спустя много лет меня привезли в город, в котором я жил и учился, уже при въезде у меня случилась истерика, когда я еще никого и ничего не увидел, просто - въезд в город. Вот это - ностальгия. И это страшно на самом деле, потому что это то, с чем совладать невозможно. Ностальгия - это очень мощная эмоция, одновременно разрушающая и очищающая. Это чувство безысходности.

- А может Вас какая-нибудь мелодрама прослезить?

- Бывает, да, бывает. Иногда что-то угадывает режиссер, актер, и, вдруг, как-то так задевает! Не обязательно, чтоб мелодрама была.

- Когда такое в последний раз было?


- Последний раз это было, когда я "72 метра" смотрел. И мои поздравления тем, кто делал эту картину (при том, что, как профессионал, видел, что можно было сделать лучше), были абсолютно искренни.

- Вы плакали?

- Не то чтобы слезы лил, но мурашки пошли.

- Вам неприятно, если кто-то увидит Ваши слезы?

- Да, я не люблю этого, ведь слезы - это не вода, которая течет, а определенное состояние, вообще они у меня далеко, но если что-то пробивает, то трудно сдержать.

- Многие считают, что мужчине вообще не подобает плакать.

- Да, я тоже так считаю.

- Сергей, вы романтик?

- А что Вы под романтизмом подразумеваете?

- Ну, там всякие цветочки, птички…

- Дааа! Романтик! (смеется)

- Вы можете дарить любимой цветы, читать стихи?

- Думаю, что да!

- А какой самый безумный поступок ради женщины Вы совершали?

- С крыши пятиэтажного дома на веревке, с бутылкой шампанского и букетом цветов, в сорокаградусный мороз спустился в окно третьего этажа.

- Сейчас уже такого не сделаете?

- Я могу совершать безумные поступки. Не так давно я утопил свою машину в горной реке.

- Случайно?

- Нет, поехал вброд, понимая, что могу не проехать. И не проехал.

- Что с машиной?

- Починили потом.

- Меня всегда интересовал вот какой вопрос - в картинах "Мама, не горюй!" и "Антикиллер" у Ваших героев случайно совпадение имен?


- Я думаю, что создатели картины это сделали нарочно.

- Как Вы думаете, после какого фильма Вы стали популярны и узнаваемы?

- Тешу себя надеждой, что после первого - после "Ягуара".

- Вам всегда приятно, когда Вас узнают?

- Зависит от того, как себя люди ведут.

- Какое поведение людей Вас больше всего огорчает?

- Часто бывает, что хватают за руку и спрашивают: "А Вы актер, да? А в каких фильмах Вы снимались? А ну-ка, расскажите, в каких фильмах Вы снимались!"

- А за нарушения правил дорожного движения "люди в погонах" останавливают?

- Останавливают.

- Узнают?


- Узнают.

- Отпускают?

- Отпускают (cмеется). Ну, это же офицеры! Как говорят политики: "Это мой электорат". Это же мой зритель, и в последнее время мне стало легче договариваться с офицерами, особенно после "Мужской работы".

- Популярность помогает решать какие-то проблемы?

- Да, мне это помогает. Иногда даже бытовые вопросы легче решать. Это приятная сторона профессии.

- А что еще приятного для Вас в профессии, что Вас в ней удерживает?

- Реакция зрителя меня держит и…ненормированный рабочий день, не надо утром вставать и идти на завод.

- А в разные образы перевоплощаться нравится?

- На мой взгляд, образ - это не самое интересное в нашей профессии. Войти в образ может любой актер. Кто-то лучше, кто-то хуже, но это уже другой вопрос. Намного интереснее темы и проблемы. Актер может потрясающе сыграть образ, например, больного человека, а бывает, что актер ничего особенного не делает, а масса людей вдруг понимают, что он поднял их тему. Проблема встает сама по себе. Никто ее не поднимает, но она стоит.

- А какие темы и проблемы Вам интереснее играть?

- Для меня самая главная тема - это тема человека, который полагается только на свои силы. Тема человека-одиночки, который не принадлежит ни к чему. Например, тема "мне надоело быть хорошим офицером в плохой армии" - тема серьезная, от нее у многих людей волосы дыбом встают, у людей, которые служили родине, но на фиг ей не нужны. Каким образом поднимать эту тему - неизвестно. Но вот вдруг она встает. И я понимаю тех людей, которые, увидев меня, подходят просто пожать руку. В эти моменты я счастлив, что обладаю такой профессией, что магия воздействия на людей такова. Вот ради этого стоит жить. А сыграть просто образ - да ради Бога, какая проблема? Этому в любом театральном ВУЗе научат. Наденут костюмчик, лицо девочки нарисуют. Все. Это не самое главное в профессии, на мой взгляд.

- Расскажите, как Вы в юности развлекались?

- Танцы, дискотеки, гитара в руки и к девочкам во двор.

- Играли на гитаре?

- Играть - громко сказано, но зажигал девичьи сердца!

- А стихи девушкам писали?

- Писал! Немного, но писал.

- Читали им?

- Нет, не читал. Просто надо же было куда-то излить чувство неразделенной любви.

- Стихи сохранили?

- Ничего не осталось.

- И ничего не помните?

- Даже если помню, не прочту! (смеется)

- Ну ладно, не читайте! У меня к Вам другая просьба: посетители нашего сайта задали Вам несколько вопросов, может, ответите на парочку?

- Конечно!

- Расскажите, пожалуйста, кто были Ваши педагоги по актерскому мастерству?

- Моими педагогами были замечательные мастера! Художественным руководителем был Олег Николаевич Ефремов, педагогами на курсе были Андрей Васильевич Мягков, Николай Лаврентьевич Скорик, Алла Борисовна Покровская, Анастасия Валентиновна Вознесенская, педагогом по речи была - Анна Николаевна Петрова, горячо любимая всеми нами. А вообще, у нас был замечательный курс, и годы учебы я вспоминаю с особой теплотой и ностальгией.

Ольга: Если я не ошибаюсь, Вы попробовали себя в качестве режиссера театра (вопрос банальный, но напрашивается сам собой), где Вы себя чувствуете комфортнее - на сцене, или в режиссерском кресле?

- В режиссерском кресле!!!

Ольга: Если бы Вам предложили стать режиссером фильма или ТВ - сериала, какой бы жанр Вы выбрали?

- Эклектику. Я бы выбрал тот жанр, который невозможно определить сходу, на словах.

Ольга: В концерте "Своя колея 2003" Вы исполняли песню Владимира Семеновича Высоцкого "В темноте". Чем обусловлен выбор именно этой песни?

- Я выбрал песню, которую до этого не слышал.

Светлана: Хотели бы Вы сняться вместе с Ф.Бондарчуком и А.Моховым еще раз, но уже в другом амплуа?

- Сменить ориентацию? Нет!

Арутюнян Анжела
Internet-издание Ruskino.ru
Фотограф K.Kasikova
октябрь 2004г.

 

XHTML and CSS. | kamenkova.info