Home В прессе Сергей Векслер: "Артисты - как девочки на дороге: сидят и ждут"

Театральная афиша

 

Спектакль Кориолан в Театре на Таганке

27 октября
28 октября
16 ноября
17 ноября
БИЛЕТЫ

Театральная афиша

 

Спектакль Кориолан в Театре на Таганке

12 октября
4 ноября
БИЛЕТЫ

Голосовалка


Сергей Векслер: "Артисты - как девочки на дороге: сидят и ждут" PDF Печать E-mail

С актером Сергеем Векслером мы встретились на съемках новой ленты Егора Кончаловского в Крыму, где по сюжету собеседник "НИ" играет начальника зоны на золотом прииске. На руках Сергея блестели дутые перстни, шею оттягивала массивная цепь, а улыбался он золотыми коронками. То золото, которое нельзя было носить на себе, он прятал в консервных банках. В Крыму было в те дни прохладно, снимали в горах по 12 часов в день, и днем спасал только чай, а вечером - водка.

- Когда вы первый раз вышли на сцену?

- Еще в школе. Я учился в Полтаве, на Украине.

- Сильно изменилась Украина с тех пор, как вы отсюда уехали?

- Мне трудно судить. Я не так часто здесь бываю. И не так подолгу. На мой взгляд, изменилась. Но я человек предвзятый. Потому что своей родиной считаю Советский Союз. Все, что произошло со страной потом, считаю просто недоразумением. И то, что происходит сейчас на Украине, в том числе.

- Это слишком серьезная тема.

- Да. Это тема серьезная. Тем более что у меня мама сейчас живет в Киеве, а я в Москве. И мне, как человеку, выросшему на Украине, не совсем понятны антирусские настроения, которые на сегодняшний день здесь культивируются. Кому-то очень выгодно поссорить два народа, которые никогда не были чужими. Когда в Беларуси на премьере фильма я раскрыл ладони и сказал: "Мы с вами - один народ", ответом была овация. Мы все - один народ: Россия, Украина, Беларусь. Нас искусственно расчленили партийные чинуши, каждый из которых хотел урвать свою часть от пирога. И сейчас это продолжается, потому что, когда мы врозь, нас легче облапошить. Вот и все. Все очень просто.

 

О спонтанностях и перепланировках

- Когда вы читаете сценарий, знаете режиссера, оператора и художника, вы уже можете спрогнозировать, что это будет за картина.

- Нет. В кино никогда ничего не знаешь заранее. Все абсолютно непредсказуемо.

- Вам нравится эта непредсказуемость?

- Иногда - да. Иногда - нет. По-разному.

- А в жизни?


- В жизни мне предпочтительней спонтанность. Я человек, который умеет быстро реагировать на изменение ситуации, быстро принимать решение, нести ответственность и реализовывать свои решения. Поэтому мне всегда интересна спонтанность. Я очень не люблю заранее распланированный график, планы, которые, как правило, рано или поздно нарушаются. Все это вызывает только отрицательные эмоции, что, в общем, совершенно не способствует творчеству. Творчество - это радость. В муки творчества я не верю.

- Ваш интерес к дизайну - тоже творчество?

- Ну это так, совсем для души. Просто когда-то я занимался в художественной школе, потом учился на архитектора, в театре был режиссером по пластике. И может быть, потому что много занимался, а может, в силу каких-то природных данных я очень хорошо чувствую пространство. На уровне энергетики, на уровне объема. У меня есть некое ощущение гармонии пространства. Поэтому, глядя на планировку квартиры, мне очень легко представить себе, как можно сделать так, чтобы было удобно, функционально и красиво.

- А литература вас привлекает?


- Литература, на мой взгляд, влияет на театр и кино не в лучшую сторону. Чрезмерное увлечение литературой пагубно. Потому что искусство театра и кино - более сродни живописи и музыке. Литература не так давно, на самом деле, пришла на подмостки. Это разные принципы восприятия. Литература принципиально иной способ воздействия на человека. Она - довлеющее искусство. Однажды записанное записано навсегда. Театр точнее литературы. В нем живой человек работает по-живому. Можно прийти и увидеть чудовищный спектакль, а можно прийти и увидеть блистательную работу. Потому что сегодня - так. И это - точнее. Потому что так в жизни. Театр - вообще великое искусство, потому что в нем - синтез всего.

- А есть спектакли, от которых вы можете заплакать?

- Нет. К сожалению, мне очень трудно отделаться от профессии. И не бывает практически никогда, чтобы я совсем ушел в действие на сцене. И в этом сложность. Я смотрю, как это сделано. Не могу отрешиться и быть просто зрителем.

- У вас был опыт режиссерской работы в театре?

- Да. Во МХАТе шел мой спектакль "Арена". Я, собственно, во МХАТе и работал как режиссер по пластике под руководством Олега Николаевича (Ефремова. - "НИ"). Но с годами приходит другое понимание профессии. Не знаю, может, старею. Но сейчас я намного спокойней отношусь к театру в принципе.

- Режиссура не была вашей полной реализацией?

- Была. Просто там слишком много привходящих. Что касается сцены и зрительного зала, все, что составляет репетиционный процесс, очень люблю. И, пожалуй, реализовывался я в качестве режиссера в полной мере, как нигде. Но то, что происходит за кулисами, с некоторых пор стало раздражать настолько, что я понял, что не готов жертвовать годами своей жизни, нервной системой и здоровьем.

О Воланде, плетках и женщинах

- Вы сыграли Воланда в спектакле "Мастер и Маргарита". Вспомнилась известная строчка Булгакова: "За мной, читатель, кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь". Вы бы могли подписаться под этим утверждением?

- Для меня эта фраза одна из ключевых в романе. В этой фразе для меня вечно присутствует Михаил Афанасьевич. Вот когда я читаю эту фразу, у меня волосы встают дыбом и мурашки бегут по спине. А происходящие в сюжете чудеса - когда у Геллы удлиняются руки, когда из простреленного барона пьют кровь - все это меня впечатляет мало.

- Для вас такое чувство является основополагающим?

- Вы о любви? Да, безусловно. "Любовь, что движет солнце и светила", - написал Данте. Все, написанное о любви, - правда и неправда одновременно. Я подписываюсь под любыми словами про любую любовь. Потому что в ней есть все. Возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, радость и беда..

- "Идешь к женщине - захвати плетку" Ницше тоже верно?

- Смотря к какой женщине идешь. Захвати плетку, если нужно. Потом, если нужно, ее выбрось.

- Вы используете свой артистический талант для того, чтобы завоевать женщину?

- Конечно.

- Но это же запретный прием...

- Кто сказал? Все средства хороши для того, чтобы завоевать женщину.

- Но вы же в этот момент лицедействуете!

- Да.

- То есть говорите неправду.

- А кто знает, где тут правда, а где - неправда? Если мне нравится женщина, то для того, чтобы приблизиться к ней, я использую весь арсенал. Точно так же, как в драке - я всегда стремлюсь победить любой ценой. Для меня не существует других вариантов, кроме того, который ведет к победе.

- А вы когда-нибудь дрались по-настоящему? Не в кино?


- Нет, вы знаете, нет. Никогда.

- Но вы же были спортсменом, занимались борьбой...


- Это спорт.

- А в чем прелесть побоища для мужчин?

- Да нет в этом никакой прелести! Если вы говорите о драках в кино, то это нравится, видимо, режиссерам. А раз нравится режиссерам, значит, наверное, нравится зрителю. Я лично рукоприкладства не люблю.

- А как вам жить с этим образом, созданным вами в кино?


- Да не живу я с ним! Он живет отдельно. Я забываю о нем на следующий день.

- В чем теневая сторона вашей профессии?

- В том, что мы - как девочки у дороги. Они стоят и ждут: возьмут не возьмут. Так и мы. Сидим у телефона и ждем. Вот это, пожалуй, обидно. То, что по большому счету можно было бы сделать больше.

- А что приносит вам радость?

- Все остальное. Семья, люди, которые меня окружают, рыбалка. Моя профессия. Все, что угодно. Вот солнышко светит сейчас - хорошо!

О цельных натурах и зонах

- Вы не могли бы рассказать о вашей работе в картине Кончаловского "Консервы"?

- На самом деле это маленькая эпизодическая роль, всего-навсего. Эпизод, в котором я занят, находится на периферии сюжета.

- У вас лично есть что-то общее с вашим героем?

- Конечно! Во-первых, я в свободное от актерской профессии время подрабатываю начальником зоны. Во-вторых, я по званию даже не майор, а подполковник. Настоящий, реальный подполковник и подумываю серьезно о том, чтобы вставить золотые зубы вместо своих собственных.

- Вам симпатичен ваш герой?

- Очень!

- Чем?


- Характером. Своей неуемностью, своим темпераментом бешеным. Разве может быть не симпатичен такой герой?

- Вам нравятся цельные натуры?

- А вам?

- Мне - да. Но не вы меня интервьюируете, а я вас.?

- Почему нет? Мы вместе интервьюируем друг друга...

Закончив беседу, он неожиданно потребовал отдать ему пленку. Получив ее, жестко спросил: "Сами сотрете или мне ее сломать?"

"Вы ведете себя безобразно! - взорвалась я. - Вы можете давать интервью или не давать. Но давать, а потом забирать пленку - это…!"

А через несколько минут он подошел ко мне с шоколадом в руке и злосчастной пленкой: "Я хотел показать вам отличие театра от литературы. Теперь вы убедились, что действие куда сильнее всяких слов".

"Без обид!" Шоколад был сладким и горьким одновременно. Как театр.

Справка

Сергей Векслер - актер, известный по фильмам и сериалам "Ягуар", "История биллиардной команды", "Жена керосинщика", "Мама, не горюй!", "Чтобы выжить", "Дальнобойщики", "Марш Турецкого-2", "Каменская-2", "Мужская работа", "Антикиллер", "Тайга. Курс выживания", "Есенин". Родился 22 мая 1961 года в Виннице. В 1986 году окончил школу-студию МХАТ (мастерская Олега Ефремова). С 1986 по 2000 год - актер, режиссер, режиссер по пластике МХАТа имени Чехова. С 2000 года - на "вольных хлебах". Сотрудничал с Театром Романа Виктюка, участвовал в антрепризных спектаклях.

Веста Боровикова
газета "Новые известия"
21 апреля 2006г.

 

XHTML and CSS. | kamenkova.info